Грамотно организованный контрольно-пропускной режим является залогом не только стабильной работы предприятия, но личной безопасности каждого из его сотрудников. Какими принципами следует руководствоваться при его организации и какие особенности имеет пропускной режим в образовательных организациях и других учреждениях?

 

Организация пропускного и внутриобъектового режима

 

Одной из ключевых задач руководителей различных предприятий является обеспечение своим сотрудникам максимально безопасных условий, способствующих сохранению их жизни, здоровья, а также информации. Для ее успешного решения разрабатывается, а затем внедряется комплекс мероприятий, в частности – организация пропускного режима.

Организация пропускного и внутриобъектового режима предусматривает комплекс мероприятий, среди которых:

  • разработка четкого графика работы для каждого сотрудника с указанием времени прибытия, ухода;
  • разъяснение норм пожарной безопасности;
  • разработка правил посещения объекта и его защита от проникновения посторонних лиц;
  • обеспечение контрольно-пропускных пунктов необходимым техническим оборудованием.

 

Для того чтобы внутриобъектовый режим работал корректно, необходимо соблюдение следующих условий.

 

При наличии информации, представляющей собой коммерческую тайну:

 

  • разработка инструкций и других нормативных документов, регулирующих режим работы охраны;
  • составление перечня сведений, представляющих коммерческую тайну и недопустимые для разглашения;
  • определение порядка доступа к данным, представляющим собой коммерческую тайну;
  • разработка мер, направленных на предотвращение доступа к сведениям со стороны третьих лиц;
  • организация должных условий для проведения переговоров, предусматривающих обсуждение материалов, не предназначенных для разглашения;
  • определение мер, направленных на защиту архивных материалов. Причем, необходимых к осуществлению как в штатном режиме, так и на случай проверок, аварий, стихийных бедствий и т.д.).;
  • определение мер защиты, предусмотренных для информации, которая обрабатывается, хранится и передается посредством электронных носителей.

 

При необходимости предоставления пропусков:

 

  • определение порядка выдачи пропусков и определение их характера (разовые, временные, постоянные);
  • определение порядка и временных рамок приема посетителей.

 

Особую роль в организация пропускного режима в учреждении также является правильное ведение отчетной документации. Для этого разрабатываются:

 

  • цифровые либо бумажные носители для фиксирования времени прихода и ухода сотрудников предприятий;
  • графики дежурств рабочих;
  • бланки, содержащие сведения о посетителях;
  • журналы о ввозе и вывозе материальных ценностей;
  • графики приема и сдачи помещений.

 

Также организация пропускного режима на предприятии предполагает необходимость своевременно организовывать и проводить аттестацию сотрудников на предмет знания его основ.

 

Пропускной режим представляет собой комплекс правил, призванных регулировать порядок прохождения через контрольно-пропускные пункты сотрудников предприятия, посетителей, транспорта, а также ввоза и вывоза материальных ценностей.

 

Задачи пропускного режима

 

К числу задач, который он призван осуществлять, относятся следующие:

 

  • предотвращение риска кражи имущества предприятия;
  • обеспечение должного уровня правопорядка на предприятии и защита прав его представителей;
  • обеспечение эффективного и рационального использования материально-технической базы организации;
  • оптимизация времени, посвященного проверке документов владельцев автотранспорта;
  • увеличение прибыли и сокращение расходов при помощи налаживания внутреннего распорядка;
  • защита интеллектуальной собственности предприятия и соблюдение коммерческой тайны;
  • сведение к минимуму риска ошибок, допущенных при пропуске на территорию людей и транспортных средств;
  • предотвращение проникновение на территорию предприятий посторонних лиц.

 

Для реализации на практике всех описанных выше задач на предприятиях устанавливаются контрольно-пропускные пункты, осуществляющие регуляцию доступа на объект сотрудников организации, людей, а также транспортных средств.

 

В обязанности дежурных на КПП входит следующее:

 

  • досмотр личных вещей сотрудников предприятия, лиц, находящихся на его территории, а также транспорта;
  • предотвращение попадания на территорию неустановленных лиц;
  • отслеживание перемещения работников по территории учреждения;
  • осуществление особого контроля над территорией, доступ к которой ограничен по тем или иным причинам;
  • содействие разработке и совершенствованию законодательной базы осуществления контрольно-пропускного режима;
  • своевременное обнаружение и изъятие предметов, представляющих угрозу безопасности трудовому процессу, а также лицам, находящимся на территории предприятия;
  • предотвращение действий, противоречащим нормам закона на территории учреждения.

 

Досмотр автомобильного транспорта осуществляется при помощи инструментов видеонаблюдения: камер, расставленных по периметру территории, а также организации поста проверки. Сотрудник также имеет право сопроводить водителя до места назначения, если возникает такая необходимость.

 

Журнал перемещений должен содержать информацию о том, кто из сотрудников и в какое время приходил на объект и покидал его. В случае если для этих целей был использован электронный пропуск, сведения фиксируются также в электронном журнале.

 

Каждый сотрудник КПП должен быть ознакомлен с организационным и ситуационным планом действий на тот или иной случай. В качестве ответственного за выполнение инструкций назначается старший начальник службы безопасности, руководящий службой пропуска на территорию предприятия.

 

При необходимости КПП может быть организован не только на входе в учреждение, но также на территориях, требующих особого контроля и внимания. При этом каждый пункт должен  иметь свою инструкцию и план действия, но вспомогательные пункты всегда находятся под руководством и контролем основного.

 

С чего начать

 

Организация, которая готова взять на себя ответственность, связанную с разработкой пропускного режима, должна проверить себя на соответствие требованиям. Они четко прописаны постановлениями Правительства Российской Федерации и включают в себя:

 

  • стаж профессиональной деятельности в сфере охранных услуг не менее 1 года;
  • наличие в организации не менее, 20 человек, имеющих квалификацию охранника;
  • наличие подразделения, осуществляющего работу в круглосуточном режиме
  • присутствие специалиста, в обязанности которого входит проведение инструктажа охранного предприятия по обеспечению антитеррористической защиты.

 

Что делает ЧОП

 

Положение об организации пропускного режима могут быть прописаны как в одном документе, так и в отдельно взятых, регулирующих каждую конкретную позицию. Разработкой нормативной базы занимается заказчик, однако утверждение документов требует утверждения охранного предприятия. Основная сложность, с которой приходится сталкиваться разработчикам, заключается в то, что соблюдение охранных интересов, прав и защита безопасности одних групп лиц достигается посредством неминуемого ограничения прав и свобод других людей.

 

И что немаловажно, чтобы режим имел законную силу, его положения должны с одной стороны соответствовать требований организации, с другой не противоречить базовым конституционным положениям. В противном случае нести ответственность за все положения, нарушающие права и свободы человека предстоит охранной организации, в обязанности которой входит контроль и разъяснение  допустимых мер.

 

Организация охраны и пропускного режима требует наличия в охранном предприятии ставки юриста, который будет способен составить проект, направленный на составление нормативного акта по лицензированию МВД России.

 

Положение о пропускном режиме и другие документы

 

Для организации пропускного режима важно заблаговременно подготовить все документы, нормирующие его работу. К ним относятся следующие:

 

  • положение об организации пропускного (либо внутрибъектового) режима;
  • инструкция по организации пропускного режима, разработанные для компаний-арендаторов;
  • должностные инструкции, в которых прописаны правила организации пропускного режима для каждого конкретного сотрудника;
  • приказ о введении в работу всех указанных выше документов.

 

Ответственным за разработку приказов и положений является директор организации. В нем должны быть обозначены:

 

  • дата ввода режима;
  • дата ознакомления сотрудников с режимом;
  • лица, ответственные за его осуществление;
  • сведения об особенностях функционирования режимов;
  • сведения об административной ответственности, предусмотренной за нарушения.

 

Оснащение пропускных пунктов

 

С целью организации контрольно пропускного режима КПП оснащается необходимым для осуществления работ оборудованием. К обязательным требованиям оснащения контрольно-пропускных пунктов относятся следующие:

 

  • сам пункт охраны;
  • система видеонаблюдени;
  • физические барьеры.

 

В качестве физических барьеров могут выступать турникеты, необходимые для ограничения входа и выхода сотрудников на территорию, а также их эффективную регуляцию. Существует три основных виды:

 

  • калитки. Распространенный, но малоэффективный способ контроля над перемещением сотрудников и посетителей;
  • турникеты-триподы имеют три преграждающее планки. Основным преимуществом конструкции такого типа является то, что она позволяет пропускать сотрудников по одному, не тратя чрезмерное количество времени;
  • роторные вертушки дополнены вращающимися створками. Они перекрывают вход на объект и регулируются сотрудниками КПП.

 

Организация пропускного режима на объект требует, чтобы сотрудники предприятия должны быть снабжены специальными пропусками. Чаще всего это – пластиковые карты, дополненные микрочипами, а также механизмами, способными открывать электронные замки. Каждый из таких устройств имеет индивидуальный код, который присваивается каждому из сотрудников и вносится в специально созданную базу данных. Пропуск автомобльного транспорта через ворота также осуществляется при помощи заранее предоставленных брелоков.

 

В зависимости от срока действия различают три основных вида пропусков для КПП:

 

  • разовые;
  • временные;
  • постоянные.

 

Если сотрудник по какой-то причине (болезнь, командировка)отсутствует на работе в течение длительного времени, его пропуск должен быть сдан ответственному лицу и все это время оставаться на предприятии. После увольнения с занимаемой должности пропуск также сдается.

 

Организация пропускного режима в школе предусматривает составление списка родителей или других родственников, которые имеют доступ к детям; они находится у классных руководителей (организация пропускного режима в доу наделяет такими возможностями воспитателей).

 

Типичные ошибки

 

К числу наиболее распространенных ошибок, допускаемых в приказах, относятся следующие:

 

  • отсутствие даты составления документа, либо некорректно указанная дата;
  • отсутствие данных руководителей службы безопасности, а также отдела персонала;
  • некорректно указанное наименование организации;
  • составление записи неразборчивым почерком;
  • присутствие надписей, выполненных карандашом или ручкой другого цвета;
  • помарки и исправления в больших количествах;
  • текст, стертый ластиком;
  • попытки искусственного состаривания.

 

Исправить ошибки в документе проще всего в случае, если руководитель еще не поставил свою подпись – в этом случае нормативные акты можно перепечатать заново. В случае, если печать и подпись уже были поставлены:

 

  • издается приказ, аннулирующий предыдущий. В нем должны быть указаны название, регистрационный номер документа, дата его принятия, причины отмены и подпись ответственного;
  • разработать новый приказ.