Организация внутриобъектового и пропускного режима: цели, задачи, нормы
Грамотно организованный контрольно-пропускной режим является залогом не только стабильной работы предприятия, но личной безопасности каждого из его сотрудников. Какими принципами следует руководствоваться при его организации и какие особенности имеет пропускной режим в образовательных организациях и других учреждениях?
Организация пропускного и внутриобъектового режима
Одной из ключевых задач руководителей различных предприятий является обеспечение своим сотрудникам максимально безопасных условий, способствующих сохранению их жизни, здоровья, а также информации. Для ее успешного решения разрабатывается, а затем внедряется комплекс мероприятий, в частности – организация пропускного режима.
Организация пропускного и внутриобъектового режима предусматривает комплекс мероприятий, среди которых:
- разработка четкого графика работы для каждого сотрудника с указанием времени прибытия, ухода;
- разъяснение норм пожарной безопасности;
- разработка правил посещения объекта и его защита от проникновения посторонних лиц;
- обеспечение контрольно-пропускных пунктов необходимым техническим оборудованием.
Для того чтобы внутриобъектовый режим работал корректно, необходимо соблюдение следующих условий.
При наличии информации, представляющей собой коммерческую тайну:
- разработка инструкций и других нормативных документов, регулирующих режим работы охраны;
- составление перечня сведений, представляющих коммерческую тайну и недопустимые для разглашения;
- определение порядка доступа к данным, представляющим собой коммерческую тайну;
- разработка мер, направленных на предотвращение доступа к сведениям со стороны третьих лиц;
- организация должных условий для проведения переговоров, предусматривающих обсуждение материалов, не предназначенных для разглашения;
- определение мер, направленных на защиту архивных материалов. Причем, необходимых к осуществлению как в штатном режиме, так и на случай проверок, аварий, стихийных бедствий и т.д.).;
- определение мер защиты, предусмотренных для информации, которая обрабатывается, хранится и передается посредством электронных носителей.
При необходимости предоставления пропусков:
- определение порядка выдачи пропусков и определение их характера (разовые, временные, постоянные);
- определение порядка и временных рамок приема посетителей.
Особую роль в организация пропускного режима в учреждении также является правильное ведение отчетной документации. Для этого разрабатываются:
- цифровые либо бумажные носители для фиксирования времени прихода и ухода сотрудников предприятий;
- графики дежурств рабочих;
- бланки, содержащие сведения о посетителях;
- журналы о ввозе и вывозе материальных ценностей;
- графики приема и сдачи помещений.
Также организация пропускного режима на предприятии предполагает необходимость своевременно организовывать и проводить аттестацию сотрудников на предмет знания его основ.
Пропускной режим представляет собой комплекс правил, призванных регулировать порядок прохождения через контрольно-пропускные пункты сотрудников предприятия, посетителей, транспорта, а также ввоза и вывоза материальных ценностей.
Задачи пропускного режима
К числу задач, который он призван осуществлять, относятся следующие:
- предотвращение риска кражи имущества предприятия;
- обеспечение должного уровня правопорядка на предприятии и защита прав его представителей;
- обеспечение эффективного и рационального использования материально-технической базы организации;
- оптимизация времени, посвященного проверке документов владельцев автотранспорта;
- увеличение прибыли и сокращение расходов при помощи налаживания внутреннего распорядка;
- защита интеллектуальной собственности предприятия и соблюдение коммерческой тайны;
- сведение к минимуму риска ошибок, допущенных при пропуске на территорию людей и транспортных средств;
- предотвращение проникновение на территорию предприятий посторонних лиц.
Для реализации на практике всех описанных выше задач на предприятиях устанавливаются контрольно-пропускные пункты, осуществляющие регуляцию доступа на объект сотрудников организации, людей, а также транспортных средств.
В обязанности дежурных на КПП входит следующее:
- досмотр личных вещей сотрудников предприятия, лиц, находящихся на его территории, а также транспорта;
- предотвращение попадания на территорию неустановленных лиц;
- отслеживание перемещения работников по территории учреждения;
- осуществление особого контроля над территорией, доступ к которой ограничен по тем или иным причинам;
- содействие разработке и совершенствованию законодательной базы осуществления контрольно-пропускного режима;
- своевременное обнаружение и изъятие предметов, представляющих угрозу безопасности трудовому процессу, а также лицам, находящимся на территории предприятия;
- предотвращение действий, противоречащим нормам закона на территории учреждения.
Досмотр автомобильного транспорта осуществляется при помощи инструментов видеонаблюдения: камер, расставленных по периметру территории, а также организации поста проверки. Сотрудник также имеет право сопроводить водителя до места назначения, если возникает такая необходимость.
Журнал перемещений должен содержать информацию о том, кто из сотрудников и в какое время приходил на объект и покидал его. В случае если для этих целей был использован электронный пропуск, сведения фиксируются также в электронном журнале.
Каждый сотрудник КПП должен быть ознакомлен с организационным и ситуационным планом действий на тот или иной случай. В качестве ответственного за выполнение инструкций назначается старший начальник службы безопасности, руководящий службой пропуска на территорию предприятия.
При необходимости КПП может быть организован не только на входе в учреждение, но также на территориях, требующих особого контроля и внимания. При этом каждый пункт должен иметь свою инструкцию и план действия, но вспомогательные пункты всегда находятся под руководством и контролем основного.
С чего начать
Организация, которая готова взять на себя ответственность, связанную с разработкой пропускного режима, должна проверить себя на соответствие требованиям. Они четко прописаны постановлениями Правительства Российской Федерации и включают в себя:
- стаж профессиональной деятельности в сфере охранных услуг не менее 1 года;
- наличие в организации не менее, 20 человек, имеющих квалификацию охранника;
- наличие подразделения, осуществляющего работу в круглосуточном режиме
- присутствие специалиста, в обязанности которого входит проведение инструктажа охранного предприятия по обеспечению антитеррористической защиты.
Что делает ЧОП
Положение об организации пропускного режима могут быть прописаны как в одном документе, так и в отдельно взятых, регулирующих каждую конкретную позицию. Разработкой нормативной базы занимается заказчик, однако утверждение документов требует утверждения охранного предприятия. Основная сложность, с которой приходится сталкиваться разработчикам, заключается в то, что соблюдение охранных интересов, прав и защита безопасности одних групп лиц достигается посредством неминуемого ограничения прав и свобод других людей.
И что немаловажно, чтобы режим имел законную силу, его положения должны с одной стороны соответствовать требований организации, с другой не противоречить базовым конституционным положениям. В противном случае нести ответственность за все положения, нарушающие права и свободы человека предстоит охранной организации, в обязанности которой входит контроль и разъяснение допустимых мер.
Организация охраны и пропускного режима требует наличия в охранном предприятии ставки юриста, который будет способен составить проект, направленный на составление нормативного акта по лицензированию МВД России.
Положение о пропускном режиме и другие документы
Для организации пропускного режима важно заблаговременно подготовить все документы, нормирующие его работу. К ним относятся следующие:
- положение об организации пропускного (либо внутрибъектового) режима;
- инструкция по организации пропускного режима, разработанные для компаний-арендаторов;
- должностные инструкции, в которых прописаны правила организации пропускного режима для каждого конкретного сотрудника;
- приказ о введении в работу всех указанных выше документов.
Ответственным за разработку приказов и положений является директор организации. В нем должны быть обозначены:
- дата ввода режима;
- дата ознакомления сотрудников с режимом;
- лица, ответственные за его осуществление;
- сведения об особенностях функционирования режимов;
- сведения об административной ответственности, предусмотренной за нарушения.
Оснащение пропускных пунктов
С целью организации контрольно пропускного режима КПП оснащается необходимым для осуществления работ оборудованием. К обязательным требованиям оснащения контрольно-пропускных пунктов относятся следующие:
- сам пункт охраны;
- система видеонаблюдени;
- физические барьеры.
В качестве физических барьеров могут выступать турникеты, необходимые для ограничения входа и выхода сотрудников на территорию, а также их эффективную регуляцию. Существует три основных виды:
- калитки. Распространенный, но малоэффективный способ контроля над перемещением сотрудников и посетителей;
- турникеты-триподы имеют три преграждающее планки. Основным преимуществом конструкции такого типа является то, что она позволяет пропускать сотрудников по одному, не тратя чрезмерное количество времени;
- роторные вертушки дополнены вращающимися створками. Они перекрывают вход на объект и регулируются сотрудниками КПП.
Организация пропускного режима на объект требует, чтобы сотрудники предприятия должны быть снабжены специальными пропусками. Чаще всего это – пластиковые карты, дополненные микрочипами, а также механизмами, способными открывать электронные замки. Каждый из таких устройств имеет индивидуальный код, который присваивается каждому из сотрудников и вносится в специально созданную базу данных. Пропуск автомобльного транспорта через ворота также осуществляется при помощи заранее предоставленных брелоков.
В зависимости от срока действия различают три основных вида пропусков для КПП:
- разовые;
- временные;
- постоянные.
Если сотрудник по какой-то причине (болезнь, командировка)отсутствует на работе в течение длительного времени, его пропуск должен быть сдан ответственному лицу и все это время оставаться на предприятии. После увольнения с занимаемой должности пропуск также сдается.
Организация пропускного режима в школе предусматривает составление списка родителей или других родственников, которые имеют доступ к детям; они находится у классных руководителей (организация пропускного режима в доу наделяет такими возможностями воспитателей).
Типичные ошибки
К числу наиболее распространенных ошибок, допускаемых в приказах, относятся следующие:
- отсутствие даты составления документа, либо некорректно указанная дата;
- отсутствие данных руководителей службы безопасности, а также отдела персонала;
- некорректно указанное наименование организации;
- составление записи неразборчивым почерком;
- присутствие надписей, выполненных карандашом или ручкой другого цвета;
- помарки и исправления в больших количествах;
- текст, стертый ластиком;
- попытки искусственного состаривания.
Исправить ошибки в документе проще всего в случае, если руководитель еще не поставил свою подпись – в этом случае нормативные акты можно перепечатать заново. В случае, если печать и подпись уже были поставлены:
- издается приказ, аннулирующий предыдущий. В нем должны быть указаны название, регистрационный номер документа, дата его принятия, причины отмены и подпись ответственного;
- разработать новый приказ.
Мы готовы пригласить вас на любой из наших объектов, и показать
за счет чего мы обеспечиваем безопасность
Отправьте нам заявку и мы с вами свяжемся.